Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе

Сложные личные отношения на рабочем месте не такое уж редкое явление. Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе влияет на эффективность работы сотрудников и компании в целом.

Может ли конфликт быть здоровым? Да, отвечают социальная психология и  конфликтология. Иногда полезно посмотреть на ситуации с разных сторон. Нестандартные пути решения задач, здоровая конкуренция, открытое общение помогают развиваться и становиться более эффективным.

Причины конфликтов

При наборе персонала главным критерием является всё-таки рабочая компетенция претендента. Важны его профессиональные навыки, опыт, знания. Нельзя и предположить, как новый работник уживется в коллективе. Еще и сегодня нередки компании, руководители которых не считают межличностные отношения в организации чем-то важным.

Основные причины сложностей между коллегами, в том числе и со своим начальством:

  • непонимание важности психологической совместимости персонала;
  • разное положение (статус) работников как профессионалов;
  • неуважительное отношение начальников к подчиненным;
  • неграмотное управление;
  • большие различия в уровнях интеллекта, образования, культуры;
  • слишком большая разница в зарплате;
  • отсутствие ясных критериев оценки результатов;
  • различающиеся профессиональные стремления;
  • распространение слухов и сплетен.

Конечно же, именно руководитель несет ответственность за атмосферу и работоспособный коллектив. Для успешной работы очень важны слаженные действия всей команды, спокойное и дружелюбное взаимодействие.

Какие люди чаще всего провоцируют

  • Интриган. Нет большего удовольствия для такого человека, чем закрутить интригу. Подстроить козни, пустить сплетню, перессорить всех вокруг , чтобы навредить окружающим, интриган использует множество способов. Обычно больше всего достается новичкам. От такого коллеги лучше держаться на расстоянии. Вежливо и сдержанно. Не позволяйте ему узнать много о вашей жизни – это опасно.
  • Болтун. От такого работничка не застрахован любой коллектив. Болтуна больше, чем выполнение прямых обязанностей, занимает обсуждение собственной жизни и жизни своих коллег. Любителя поговорить может охладить только игнорирование. Отсутствие слушателей – хороший способ заставить болтуна наконец-то заняться чем-то полезным.
  • Подхалим и революционер. Две стороны одной проблемы. Либо боготворит руководство, либо борется против. Такой тип опасен тем, что отвлекает от работы и старается получить как можно больше сторонников, внося в коллектив раскол. Старайтесь держать с такими людьми нейтралитет. Не высказывайте при них свое мнение по поводу руководства – это может быть использовано против вас.

7 шагов руководителя к урегулированию конфликта

Несколько мужчин
  • Выясните всё точно. Не полагайтесь на свои ощущения и мнения. Лучше поговорить прямо с участниками и понять действительную природу сложных отношений. Важно выяснить, насколько сильно загружены работой спорящие стороны, действительно ли они токсичные люди или так сложились обстоятельства. Узнайте, что явилось причиной неполадок в общении, подогревают ли ситуацию слухи и сплетни.
  • Подтолкните сотрудников к самостоятельному разрешению проблемы. Помогите начать продуктивный разговор. Скорее всего, для этого придется предварительно поговорить с каждым работником отдельно. Поощряйте открытый и уважительный разбор ситуации в коллективе.
  • Действуйте быстро. Если вы понимаете, что промедление ведет к нарастанию напряженности, втягивается весь коллектив – не медлите. Своевременное прекращение конфликтного поведения поможет не допустить снижения эффективности компании.
  • Будьте объективными. Не принимайте ничью сторону, выслушайте мнение обеих сторон. Внимательно вникните в их доводы, обвинения, недовольства. Но обсуждайте не эмоции, а реальное положение вещей.
  • Выясните, является ли проблема реальной. За кипящими эмоциями и конфликтным поведением важно дойти до истинной причины спора. Эффективным будет решение, принятое по сути дела.
  • Действенное решение спора. Отношения между сотрудниками не должны влиять на коллектив и его деятельность. Возможно, понадобится реорганизация отделов, перераспределение рабочих обязанностей, временная изоляция спорщиков друг от друга. А может быть, лучшим решением станет увольнение токсичного работника.
  • Будьте примером. Придется стать идеалом и поддерживать (или формировать) культуру уважительного и достойного поведения на работе. Будьте открыты и честны с коллегами, добивайтесь доброжелательности начальников и подчиненных. Такое поведение значительно улучшает атмосферу в компании. Это лучшая профилактика личных трений и недовольств.

Количество сложных конфликтов можно уменьшить, если постоянно взаимодействовать с руководителями, быть внимательным к сотрудникам, поддерживать спокойную рабочую обстановку в организации. Необходимо обучать руководителей методам гашения конфликтного поведения. И тогда на рабочем месте люди будут работать, а не ссориться.

Похожие материалы: