Самоутверждение за счет других: психология. Само понятие самоутверждение еще не вошло в науку, как точно изученный и известный феномен, и является целым конгломератом для исследования.

Может быть как созидательным, так и разрушительным для своего носителя и окружающих, может иметь различные формы использования: за счет материальных вещей, социального статуса, творческой или карьерной самореализации, за счет другого человека.

Как возникает потребность в самоутверждении?

Человек устроен таким образом, что ему нужно признание, чувство собственной значимости, понимание и оценка собственных достижений и неудач, эта потребность не менее важна и необходима, нежели чем витальные потребности человека (голод, жажда, половое влечение). Еще в 50-х годах 20 века А. Маслоу доказал и систематизировал все потребности человека, создав пирамиду, согласно которой, развивающаяся личность проходит 5 стадий развития, расположенных иерархически, то есть удовлетворение потребностей происходит последовательно от низшего до наивысшего уровня.

Следовательно, достигнув первой ступени, вы автоматически переходите на вторую и только по прохождению всех пяти этапов вы становитесь полноценной, или, как принято говорить в медицине, нормальной личностью. 

Не каждый индивид проходит все этапы пирамиды даже за всю свою жизнь, ведь чем выше уровень пирамиды, тем сложнее способы её удовлетворения.

Как достигается удовлетворение потребности в самореализации?

Самым сложным в достижении является потребность в саморазвитии и самореализации, процесс удовлетворения которой может происходить разнообразными способами. Однако сегодня весьма распространённым механизмом достижения результата является самоутверждение как следствие унижения других людей, эти понятия постепенно сближаются и становятся синонимами.

Человек который пытается самоутвердиться за счет других использует незамысловатую, но весьма работоспособную схему поведения, он устремлен всем доказать то, что он лучше, в чем бы то ни было, и совсем не важно так ли это, важно только сам факт доказательства своего превосходства над другим человеком. Таким образом, укрепляется чувство собственной значимости за счет занижения всех вокруг.

  Человек, носитель данной схемы поведения, тратит львиную долю своей энергии и времени на унижение, критику и попытки найти недостатки других людей и чем больше результатов он получает, тем  мощнее энергия, черпаемая от такого поведения. Чаще всего попытки унижения других не осознается самим носителем, он делает это подсознательно.

Такой механизм  является рабочим но, как в любом другом у него есть свои минусы.  Получив очередную порцию энергии за счет унижения другого человека, её действие постепенно угнетается и носителю данной схемы самореализации требуется вновь пополнять свои ресурсы для все нового подтверждения собственной важности, помимо потребности в постоянном получении положительного результата, у человека повышается солидарность к получаемом поощрении от самоутверждения за счет других, ему уже недостаточно той порции, которую он получал ранее, требуется увеличивать  объем выполняемой работы, для достижения того же результата, что ранее.

Какое это имеет влияние на окружающих?

Что касается окружающего общества такого человека, то они видят его агрессивным, легко возбудимым и крайне самоуверенным, но так или иначе, каждый человек из окружения может невольно стать жертвой, на которую будет нацелен на поток унижения ради собственного самоутверждения, здесь основным фактором является сама реакция жертвы на такое взаимодействия.

Существует несколько типов реакции на унижение извне:

  • Избегание – уход от конфликта, игнорирование унизительного воздействия, эмоционального напряжения;
  • Конфронтация – столкновение двух сходных по типу реакции на унижение личностей, где конфликт заканчивается положительным подтверждением или, унижении второго оппонента;
  • Эскалация – намеренное наращивание конфликта, переходящего на более высокий уровень, который в итоге становится неразрешимым.

Следовательно, у такого человека в окружении чаще всего встречаются только те люди, которые склонны к избеганию конфликта, не накапливая таким образом негативной эмоциональной энергии, в таком случае возникает отличный симбиоз, который весьма выгоден для человека склонного самоутверждаться за счет других, однако, в окружении не редко можно встретить и людей с конфронтационным типом реакции, которым также комфортно взаимодействовать с самоутверждающимся за счет других людей личностью. Они обмениваются энергией друг с другом, создавая некий симбиоз.

Чем обусловлен выбор схемы поведения?

Из всей массы гипотез возникновения такой схемы поведения, самой актуальной и проработанной на данный момент является проблема, заложенная в детстве, такой проблемой может выступать чувство непринятия себя таким, какой ты есть, являющиеся следствием недостатка любви родителей и окружающих, психологические травмы, полученные в детстве, оставшиеся без своевременной терапии, чрезмерная авторитарность родителей.

Возникает чувство неполноценности собственного я, тогда как все вокруг кажутся более успешными, уверенными в себе. На фоне этого формируется комплекс, который необходимо компенсировать для полноценного взаимодействия в социуме, как личность, в силу того, что сама личность не находит в себе ресурсов для самоактуализации, она выбирает способ компенсации за счет других людей.

Когда можно увидеть первые проявления самоутверждение за счет других?

С самого детства человек любит быть в центре внимания. Разработанные психологами возрастные периодизации  психологического развития человека в один голос твердят о том, что это необходимо для развития личности психологически здоровой и нормально развивающейся. Однако, маркеры такого поведения уже в подростковом возрасте, более того, особенно ярко это прослеживается именно у подростков, так как в этом возрасте личность находится в поиске собственного «я», самоутверждения, доказательства собственной индивидуальности во всех сферах жизнедеятельности, будь то стиль одежды или право собственного выбора.

Но личность еще не готова к сложным поведенческим схемам, она подсознательно выбирает ту, к которой готова пока еще не зрелая личность. Именно в этом возрасте подросток делает выбор, пользоваться ли этой схемой на протяжении всей жизни или сделать выбор в пользу другой.

Поддается ли терапии?

Человека, обладающего схемой поведения направленной на самоутверждение за счет  людей нельзя категорично назвать человеком с отклонением, так как это особенность схемы поведения, а не синдром, он может стать проблемой только тогда, когда это будет мешать личности взаимодействовать в социуме, прямым или косвенным путем. Как следствие возникает вопрос, как устранить и перестроить свои поведенческие привычки.

В первую очередь психологи прибегают к «Я» — концепции разработанной К. Роджерсом еще на рассвете психологии как науки. В ходе терапии личность формирует рациональное мнение о себе как индивида и личности взаимодействующей в социуме.