Когда человек уважает себя, окружающие будут уважать его. Есть такое мнение, с ним сложно поспорить, ведь именно адекватная самооценка позволяет добиться больших успехов в обществе. А как повысить самооценку ребенку?
Она начинает формироваться с раннего детства. Важную роль в этом процессе играет отношение родителей к ребенку, то, в какой семье он живет и какие люди его окружают. Заботясь, проявляя любовь к детям, взрослые часто могут не замечать, как своими руками разрушают в них уверенность. Родители стараются дать самое лучшее своим детям:
- покупают дорогие подарки;
- игрушки;
- организовывают праздники, поездки.
Но если ребенок часто слышит критику, то финансовые траты родителей не помогут ему почувствовать себя полноценным. Психологи различают 3 вида самооценки:
- Адекватная. Человек знает свои сильные и слабые стороны, принимает и уважает себя.
- Завышенная. Переоценивает свои возможности, идеализирует свою личность.
- Заниженная. Чувствует себя ненужным, ущербным, часто испытывает неуверенность, стеснение. Такой вид является самым опасным.
Как распознать
Многие родители ошибочно предполагают, что низкая самооценка — это особенности ребенка. Но это психологическая проблема, ее нельзя игнорировать. Часто она проявляется в:
- замкнутости;
- стеснительности;
- ребенок обижается по мелочам;
- не верит в свои силы;
- боится взяться за новое дело;
- нередко бывает унылым, мало общается со сверстниками.
Для дошкольников и первоклассников (6-7 лет) психологи рекомендуют провести игру. Детям предлагается принять решение – придумать себе новое имя, либо оставить старое. Выбрал вариант с получением другого имени? Значит следует поинтересоваться, почему он принял такое решение. Как правило, дети думают, что если они изменят свое имя, то станут лучше, а это говорит о низкой самооценке. В среднем, в 8-9 лет, он самостоятельно начинает оценивать свои успехи. Несколько факторов, которые имеют значение для него:
- успеваемость в школе;
- внешний вид;
- физические способности;
- принятие социумом и поведение.
По первому фактору его оценивают родители, а по оставшимся трем – сверстники. Поэтому, если у школьника появились плохие оценки, не стоит относиться к этому слишком строго, чтобы не понизить его самооценку. Если отрицательные отметки стали регулярными, важно помочь разобраться, что он не понял на занятиях и убедить в том, что он может учиться лучше. Для учеников средней школы (10-11 лет) важное место занимает мнение окружающих.
Хоть в этом возрасте дети способны объективно оценивать себя, заниженная самооценка возникает, но не от отсутствия высокой успеваемости, а в связи с трудностями общения со сверстниками. Похвала родителей необходима, как раньше, хотя ребенок взрослеет. В этом возрасте не стоит чрезмерно контролировать успеваемость и требовать высоких результатов в учебе. Это может повлиять на самооценку не лучшим образом.
Следует чаще позволять принимать решение самому, если это не повлечет за собой вред его здоровью.
Что нужно делать
В первую очередь, нужно начать с себя. Ведь дети берут пример с родителей, копируют их.
Могут частично перенять неуверенность, тревожность. Работу нужно проводить не только с ребенком, но и с родителями.
Правильно хвалить. Похвала мотивирует становиться лучше, достигать больше успехов. Важно похвалить за:
- выражение собственного мнения, умение его аргументировать;
- помощь родным, друзьям, близким;
- доведение дела до конца;
- проявление оптимистического настроя;
- желание сделать мир лучше;
- хорошие оценки;
- желание стать самостоятельнее.
Не сравнивать с другими детьми. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть, помогая раскрыть его таланты. Для поднятия самоуважения, крайне важно благодарить ребенка. Благодарность может выражаться в словах, улыбке, даже в кивке головы. Верить в него. Чаще говорить фразы: «Ты сможешь!», «У тебя все получится!» Не употреблять фразы: «Даже и думать не смей, у тебя никогда это не получится!» и подобные. Лучше перефразировать в позитивные установки.
Воспитывая детей, приходится прибегать к наказанию. Тут нужно понимать, что наказания не должны унижать ребенка морально и нести вред его здоровью. Также лучше совсем не наказывать, если есть сомнения. Не нужно забирать его личные вещи. Когда инцидент исчерпан, нужно отменить наказание и обязательно простить за проступок, потом у него не будет постоянного чувства вины.
Поднимать самооценку нужно не единоразово, а постоянно. Адекватная самооценка – залог успешности человека во всех сферах: работа, семья, отношения в коллективе.