Рассмотрим один из первых способов воздействия на личность, возникший задолго до формирования психологии и педагогики как наук. Воспитание человека: психология поможет вам в этом.
В древние времена оно стало основным инструментом передачи накопленных знаний. Сегодня же воспитательный процесс – целая система, требующая глубокого изучения и сознательного подхода.
Определение
С развитием научной мысли термин не становится более чётким, а наоборот – вбирает всё больше деталей. В широком смысле в это входят процессы социализации, становления и развития индивида на протяжении жизни собственными силами и под влиянием внешних (социальных, культурных, природных и др.) факторов. Предметом воспитания в таком случает становятся люди всех возрастов. Определения разных авторов, исследователей в области психологии, расширяют содержание понятия:
- Это есть процесс влияния, направленный на развитие личности, и его итог, включающий способы поведения в социуме, убеждения, взгляды, черты характера (по Ю.К. Бабанскому);
- Воздействие на поведение человека, осуществляющееся с целью прививания определённых установок, которые обеспечат индивидууму условия для развития в обществе (по А.В. Петровскому);
- Любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста (по Ф. Т. Михайлову);
Цели и задачи
Любое воспитание подразумевает достижение цели. В современной психологии выделяют две неотделимые друг от друга цели: формирование общепринятых качеств и развитие индивидуума как личности. При грамотном подходе к воспитательному процессу необходимо выделять сразу несколько целей по времени их достижения:
- Краткосрочные (помогают в координации действий и корректировке стратегии);
- Среднесрочные (ориентированы на конкретный возраст, например, для ребёнка это будет развитие социальных связей или каких-либо норм поведения);
- Перспективные (связаны с качествами, необходимыми на протяжении жизни, например, интерес к получению знаний или формирование полезных привычек);
Достичь результатов помогают задачи, которые подбираются по многим критериям – от возраста и индивидуальных особенностей до потребностей социальной группы или общества. Если взять умственное воспитание, то для достижения цели потребуются шаги, связанные с усвоением того или иного объёма знаний, развитием потребности в новой информации, формированием определённых умений и навыков.
Посмотрите также:
Виды
Воспитание – сложная многоуровневая система. Изучить это явление в полном объёме и сориентироваться в выборе методов поможет научная классификация. В первую очередь воспитание рассматривается в четырёх аспектах:
- По институциональному признаку (связанное с семьей, религией, хозяйственными отношениями, образованием и др.);
- По содержанию (умственное, эмоциональное, физическое, трудовое);
- По стилю взаимоотношений в процессе (демократическое, свободное, авторитарное);
- По объекту (нравственное, гражданское, правовое, эмоциональное);
Огромное значение для развития ребёнка имеют близкие родственники и образовательное учреждение. Семейное воспитание даёт ребёнку навыки социализации, помогает усваивать правила поведения, выстраивать свою точку зрения и осознать нравственные категории:
- любовь;
- честность;
- добро;
- уважение.
Учат ребёнка словом и делом: методами личного примера, убеждения (бывает в форматах совета и принуждения), поощрения, наказания. В школе ребёнок продолжает пополнять багаж опыта по этим же направлениям, выстраивая социальные связи с одноклассниками и людьми старшего поколения.
Трудовое воспитание присутствует как в кругу семьи, так и за её пределами. Его главная цель – развитие усердия, творческого подхода и критического мышления. Интеллектуальные способности развиваются в ходе умственного воспитания, и в первую очередь это касается создания фундамента знаний – интереса к обучению. С ранних лет ребёнку нужно дать возможность заниматься физической культурой: она не только влияет на здоровье и самочувствие человека, но и поддерживает силу воли, выносливость, работоспособность – основные категории физического воспитания.
Одно из самых непростых направлений – эмоциональное воспитание. Каждому человеку вне зависимости от возраста необходим контроль над реакциями. И ребёнок, и взрослый должен научиться переживать злость и агрессию, побороть стеснение перед искренним выражением чувств. Какое-либо замечание или физическая реакция со стороны могут нанести индивидууму эмоциональную травму. Из воспитания нужно полностью исключить следующие инструменты:
- Подавление любых эмоций ребёнка;
- Агрессия взрослых в ответ на негативные реакции;
- Психологическое насилие, в частности привитие чувства вины;
Для многих воспитанность – это хорошие манеры. На самом деле воспитанный человек – это цельная личность, развившая в себе общие и индивидуальные качества, которые помогают ему налаживать контакт с собой и с окружающим миром, жить гармоничной жизнью и находить выход из любых ситуаций.